У порога второго дома

Завершился форум «Август.PRO: матрица педагогических изменений», который пришел на смену традиционной августовской педагогической конференции. Но я очень надеюсь, что за форумами и матрицами мы не потеряем главное: прекрасную профессию учителя и одну из лучших в мире систем школьного образования.

Это совсем не значит, что сфере нужно стоять на месте и жить прошлыми заслугами. Время меняется стремительно, и всем нам нужно успевать за переменами. Но при этом важно не терять того доброго, умного, вечного, что всегда отличало наше образование.

Не случайно президент, работая над большим национальным проектом «Образование», включил в него федеральные проекты, которые связывают и традиции, и инновации. Это проекты «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Кадры для цифровой экономики».

Сфера образования не случайно является сегодня для государства приоритетом №1. Именно состояние дел в образовании определяет место страны в глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние. Проходят времена, когда в конкурентной борьбе побеждали обладатели природных ресурсов. Сегодня на первом месте стоит качество человеческого капитала. Сегодня главное богатство страны – это люди, и это не просто громкий лозунг, а самая что ни на есть реальность.

И конечно, роль школы, а значит, роль учителей, в создании человеческого капитала просто огромна. Все, что мы делаем с педагогами, – мы делаем для детей: для сохранения их здоровья, развития их талантов и самореализации. 

Эпидемия, под знаком которой проходит весь этот високосный год, показала всему миру, нашей стране, нашей области, что разговоры о необходимости владеть цифровыми инструментами и компетенциями перестали быть разговорами. Они мгновенно стали реальностью. Режим самоизоляции резко ускорил эти процессы.

«Благодаря» эпидемии, мы не только столкнулись с новыми ограничениями, но и открыли для себя новые возможности. Увидели, как традиционное образование может развиваться через цифровую трансформацию. Осознали, что эта цифровая трансформация требует не только технических возможностей, но и особой подготовки и учителей, и школьников. Дистанционное обучение потребовало индивидуализации процесса обучения, изменения учебно-методических материалов и инструментов, включения в учебную деятельность родителей.

Дистанционное обучение прошло не без проблем, но в целом последнюю четверть учебного года наши педагоги и ученики закончили хорошо, успешно сдав зачет по цифровым технологиям. 

Онлайн-уроки проводили 60% педагогов Томской области (кстати, средний показатель по России – 38% педагогов). 94% учителей при этом использовали цифровые образовательные платформы – такие, как «Уч.ру», «Яндекс.Учебник», «Российская электронная школа», «Я-класс», «Школьная цифровая платформа Сбербанка». Все это – яркие примеры того, что даже в условиях эпидемии наши учителя, как и врачи, находясь на передовой линии, дают качественное образование! 

Государство на всех уровнях уделяет особое внимание повышению престижа профессии учителя. Мы в Томской области успешно реализуем проект «Земский учитель», в котором участвуют не только томичи, но и педагоги других регионов страны. В День знаний 19 учителей выйдут работать в сельские школы по этой программе и получат поддержку в размере 1 миллион рублей. 

Томские педагоги знают о решении президента начать ежемесячные выплаты в 5 тысяч рублей за классное руководство. Мы сделали все, чтобы президентское решение в Томской области начало исполняться без сбоев уже с сентября. Более того, мы приняли решение сохранить и действующие региональные выплаты классным руководителям. 

Мы очень многого ждем от классных руководителей и от педагогов в целом не только в образовательном, но и в воспитательном процессе. Да, за воспитание отвечает прежде всего семья, но я убежден, что и школа должна прививать молодым людям чувство патриотизма и гражданственности, уважение к закону и правопорядку, к человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к природе, окружающей среде, культуре и традициям многонационального народа России. Без всего этого мы с вами не вырастим успешного и гармонично развитого человека.

Мы продолжим поощрять лучших учителей и педагогов дополнительного образования.  Я убежден, что возможность самореализации должна быть не только у школьников, но и учителей. Поэтому для профессионалов от образования – 13 конкурсов профессионального мастерства. Только в этом году победителями и лауреатами этих конкурсов стал 261 педагог, а размер премий учителям за победы в профессиональных соревнованиях превысил 13 миллионов рублей. 

Конечно, одним из важнейших направлений подготовки учителей является система наставничества. Кто поможет войти в профессию молодым учителям, как не настоящие профессионалы своего дела? Сегодня наставников у нас в школах всего 10%, около тысячи человек, и конечно, их число должно расти, потому что в школу наконец-то пошли молодые кадры.

Я благодарю педагогическое сообщество Томской области за труд и за профессионализм, которому оказался неподвластен даже коронавирус. Рассчитываю, что так будет и дальше. Наша с педагогами главная задача – не только дать детям классное образование, но и сохранить здоровье всех, кто приходит в свой второй дом – в школу.