Рецепт для здравоохранения
– Итоги работы в 2014 году подвели в пятницу наши главврачи на коллегии департамента здравоохранения. Разумеется, оценку системе здравоохранения регулярно дают и федеральные, и региональные органы власти, разнообразные контролирующие, проверяющие органы. Они оценивают демографические показатели, уровень смертности, среднюю продолжительность жизни. Все эти параметры влияют на оценку работы отрасли, и эти показатели у нас в Томской области очень неплохие.

Однако я убежден: главную оценку системе здравоохранения ставят не статистики и начальники, а пациенты – те, кто обращается в поликлинику с жалобами на сезонные заболевания, кто проходит курс стационарного лечения, кто вынужден обращаться в «скорую помощь».

Скажу прямо, как губернатор и как томич: моя оценка сферы здравоохранения далека от хорошей. И так считает большинство. Об этом говорят социологические исследования и социальные сети. Но главное – об этом говорят пациенты в больницах и поликлиниках.

И задача медицинских управленцев – разобраться, почему так происходит. Не хвалить друг друга, не делить пирог ОМС, не заниматься внутрикорпоративными проблемами, а разобраться, почему нашим здравоохранением недовольны пациенты. Потому что всегда прав именно пациент. Причем необходимо разобраться в каждом отдельном случае, а не демонстрировать в отчетах среднюю температуру по больнице.

В течение нескольких лет нам удалось очень серьезно переоснастить учреждения здравоохранения. Во многом этому способствовали госпрограмма модернизации регионального здравоохранения, нацпроект «Здоровье», областные инвестиции.

Только на борьбу с онкологическими заболеваниями за последние два года мы направили 744 миллиона рублей. Ввели в эксплуатацию сверхсовременный радиологический корпус онкодиспансера, закупили полную линейку «тяжелого» лучевого оборудования, диагностической техники, открыли, наконец, пункты приема в районах области.

С 2012 года повышаем заработную плату медиков в соответствии с «майскими» указами Президента. И сегодня зарплате врачей в Томской области могут позавидовать очень многие.

Финансируем программу «Земский доктор». В прошлом году по этой программе 50 специалистов переехали в села, а 10 – в малые города. Сейчас я дал поручение разработать программу «Земский фельдшер» – первую в стране.

Мы помогаем медицинским работникам приобрести новое жилье. Для томских медиков сохраняем компенсацию процентной ставки по ипотечному кредиту. Врачи в наших сельских районах получают муниципальное жилье. Для примера скажу, что только в городе Колпашево в этом году 20 медиков отметили новоселье.

Мы строим современные фельдшерско-акушерские пункты: в прошлом году поставили семь новых и капитально отремонтировали 14 действующих ФАПов.

Сформирована практически вся материально-техническая база. Однако мы видим, что наши миллиардные вложения в оснащение клиник, в заработную плату медиков очень мало влияют на отношение к здравоохранению людей.

Я поддержал решение департамента о внедрении новой модели здравоохранения, о концентрации специализированной помощи по отдельным профилям, об усовершенствовании оказания скорой помощи. Обсуждение этой новой модели стало открытым и публичным. Практически все шероховатости сняты.

Однако никакая новая модель не принесет результата, пока каждый медик независимо от должности и места работы не будет нести персональной ответственности за пациента, за отношение к людям, которые обращаются в наши учреждения за медицинской помощью.

Безусловно, я считаю недостаточным межведомственное взаимодействие с Сибирским государственным медицинским университетом, с институтами Российской академии медицинских наук. Положительные примеры такого сотрудничества в области есть, но их немного. Мы должны сделать все для интеграции ресурсов областной и федеральной медицины. И прежде всего – в интересах больных.

Необходимо самым серьезным образом, в корне, поменять работу регистратур. Мы провели социологический опрос 13-ти тысяч пациентов и выяснили, что почти никто не жалуется на нехватку медицинского оборудования или специалистов. Антилидеры соцопроса – регистратуры, работа которых – хроническое заболевание многих наших лечебно-профилактических учреждений. Люди жалуются на очереди, невозможность дозвониться, на слишком низкое или, наоборот, слишком высокое окно регистратуры. Иногда кажется, что система здравоохранения существует не ради пациентов, а ради медицинского персонала – ведь то же окно в регистратуре сделано для удобства регистратора. А пациент вынужден кланяться или вставать на цыпочки, чтобы получить карточку или талончик на прием к специалисту.

Театр начинается с вешалки, а медицинское учреждение – с регистратуры. Такое явление, как очереди, невозможность дозвониться до поликлиники и тем более хамское, пренебрежительное отношение к пациенту должно стать чрезвычайным происшествием. Каждый такой случай должен быть предметом особого разбирательства в кабинете главврача.

Многие учреждения внедрили в работу предварительную запись к врачу через интернет. Но эта система должна работать не для отчета, а для человека, она не должна «зависать» или показывать устаревшее расписание. Иначе это не работа, а профанация.

Медикам нужно быть особенно внимательным к нашим ветеранам. С каждым днем участников войны и тружеников тыла становится все меньше. Врачи – первые, к кому обращаются пожилые люди, от кого они ждут помощи и поддержки. Поэтому контролировать организацию лечения ветеранов как на дому, так и в стационарах – личная задача главных врачей.

По уровню доступности медицинской помощи судят не только о здоровье людей, но и о зрелости общества. Очевидно, что панацеи от всех болезней системы здравоохранения не существует. В каждом случае должен быть индивидуальный рецепт, благодаря которому эта важнейшая социальная сфера пойдет на поправку. И не только в отчетах, но и в оценках пациентов.