Инженер — это звучит

– В Томске завершил работу IV Съезд инженеров Сибири — событие, происходящее всего один раз в четыре года. 

С территории от берегов Иртыша до Байкала к нам съехались сотни представителей профессии, которая сегодня находится на пике актуальности и востребованности. Знаю об этом и как инженер по специальности, и как глава региона, в котором проектируются и строятся десятки важнейших и сложнейших объектов.

К большому сожалению, престиж инженерной профессии во многом был утрачен в 90-е годы, когда на пике моды были юристы, экономисты, брокеры, а наши вузы вместо инженеров готовили кадровиков и бухгалтеров.

Этой тенденции не удалось полностью избежать даже нашему Томску, с которого, собственно, и началось высшее инженерное образование в азиатской части России. В 1896 году император Николай II учредил Томский практический технологический институт. Сегодня он носит название Томского политехнического университета, в стенах которого и прошли главные мероприятия Съезда инженеров Сибири. Но именно Томск начал первым менять ситуацию в этой сфере — через интеграцию научно-образовательного комплекса и реального сектора экономики, через новую стратегию развития.

Я убежден, что власть должна быть мостом между наукой и бизнесом, обязана учитывать спрос и обеспечивать предложение. И, конечно, власть должна возрождать престиж инженерного образования не директивами, а системной работой. В том числе с новыми поколениями.

Решать проблему нехватки высокопрофессиональных инженерных кадров нужно еще с детского возраста. Именно поэтому мы, например, в Томской области уже с детского сада внедряем уроки робототехники, проводим кубки по робототехнике среди школьников, открываем сеть детских технопарков «Кванториум», возвращаем в дополнительное образование кружки научно-технического цикла. Наконец, развиваем сеть профобразования, проводя чемпионаты Word Skills, помогая талантливой молодежи стипендиями.

Только благодаря повседневной системной работе мы достигнем результата и удовлетворим спрос государства и бизнеса на инженерные кадры. А этот спрос огромен. После того как Президент России 7 мая подписал Указ о стратегических задачах развития страны на ближайшие шесть лет, государство начинает национальные проекты огромных масштабов. Безусловно, их выполнение потребует сотен тысяч рабочих рук, инженеров, конструкторов.

Мы в Томской области не только готовим кадры для всей страны, но и генерируем новые идеи, испытываем разработки будущего в реальных условиях. Недаром стратегии развития нашего региона так созвучна концепция Национальной технологической инициативы. И томичи, и идеологи НТИ делают ставку на интеграцию университетской и академической науки, инновационного бизнеса, а также высокотехнологичного промышленного производства.

Томск — первый за Уралом и один из главных в России научно-образовательных центров. Это единственный город в стране, в уставе которого закреплена градообразующая роль науки и высшего образования. Первую в стране особую экономическую зону технико-внедренческого типа Президент Владимир Путин в 2006 году открыл именно в Томске.

Неудивительно, что два года назад мы одними из первых в стране приступили к реализации Национальной технологической инициативы. А сегодня по поручению главы государства стали пилотным регионом в реализации Стратегии научно-технического развития России.

НТИ трансформировала и дополнила те направления, на которые Томская область традиционно делала ставку. В нашу жизнь уже входят сквозные технологии, рынки будущего, кванториумы и многие другие элементы НТИ. Мы начали системно заниматься развитием человеческого капитала, преодолением межведомственных и административных барьеров, которые все еще мешают технологическому развитию. Причем здесь нам нужно работать на опережение — необходимо предвидеть эти барьеры и не допускать их появления. Особенно с учетом поручения Президента о цифровой трансформации экономики, да и других сфер нашей жизни.

И здесь мы сталкиваемся с проблемами. Например, альянс томских компаний «Техническое зрение» из кластера SMART Technologies Tomsk готов запустить беспилотный автомобиль уже в ближайшее время. Однако сделать это нельзя — не позволяют Правила дорожного движения и другие нормативные ограничения. Но мы знаем, что многие страны уже законодательно позволяют отдельным территориям тестировать беспилотники, дорабатывать их в условиях реальных ситуаций. И считаем, что и у нас может быть аналогичный порядок.

Второй пример — в каком правовом поле сегодня существуют роботы? Мы уже представляем себе, как роботы будут обслуживать посетителей кафе, магазинов и офисных центров. Но кто и в какой мере будет нести ответственность за ошибки искусственного интеллекта?

В прошлом году томские студенты в учебных целях проводили суд над роботом — в рамках действующего законодательства. И сразу стало понятно, что в существующем правовом поле мы не готовы к новым технологиям. Правовые нормы не соответствуют тем жизненным реалиям и уж тем более той картине будущего, над которой работают программы НТИ, цифровой экономики и другие.

Конечно, мы в Томской области не ждем режима особого благоприятствования. Наши ученые и конструкторы работают в имеющихся условиях и выдают результаты, не имеющие аналогов в стране и в мире.

Сегодня, например, наша Томская область по поручению рабочей группы коллегии Военно-промышленной комиссии России работает над проектом «Тайга». Мы создаем опытную территорию внедрения беспилотных сервисов: мониторинга и контроля удаленных объектов, транспортировки гражданских и промышленных грузов.

Для этого и многих других проектов адаптация законодательства важна особенно. И мы готовы выступить пилотным регионом, в котором новые правовые режимы будут введены в первую очередь. Потому что считаем, что работа на правовом поле должна на шаг вперед опережать поле опытное.